Что написано в Библии о Троице?
Наиболее сложный момент в христианской концепции Троицы состоит в том, что способа должным образом объяснить ее просто не существует. Сама суть Троицы недоступна человеческому пониманию, а тем более, объяснению. Бог возвышается над нами в Своей безграничности, поэтому не следует ожидать, что мы сможем полностью понять Его. Библия учит, что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог. Библия также говорит, что существует только один Бог. И хотя мы можем в некоторой степени осознавать, в чем заключаются взаимоотношения между лицами Троицы, все же полнота этих отношений недоступна человеческому разуму. Тем не менее, это не значит, что доктрина о Троице неверна или не соответствует Библии.
Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога – трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица – единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ этим словом. А теперь обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:
1) Есть один Бог: Второзаконие 6:4; 1 Коринфянам 8:4; Галатам 3:20; 1 Тимофею 2:5.
2) Троица состоит из трех лиц: Бытие 1:1; 1:26; 3:22; 11:7; Исаия 6:8; 48:16; 61:1; Матфей 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:14.
При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском – единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).
В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты Исаия 61:1 с Евангелием от Луки 4:14-19, чтобы убедиться, что это говорил Сын. В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфей 28:19 и 2 Коринфянам 13:14 также упоминаются три отдельные лица Троицы.
3) Во многих библейских текстах проводится различие между членами Троицы: в Старом Завете «ГОСПОДЬ» отличается от «Господа» (Бытие 19:24). «ГОСПОДЬ» имеет «Сына» (Псалом 2:7, 12; Притчи 30:2-4). «Дух» отличается от «ГОСПОДА» (Числа 27:18) и от «Бога» (Псалом 50:10-12). Бог Сын отличается от Бога Отца (Псалом 44:6-7; Евреям 1:8-9). В Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 14:16-17, Иисус просит Отца послать Помощника – Святого Духа. Это указывает на то, что Иисус не считает себя Отцом или Святым Духом. Это относится и ко всем остальным местам в Евангелиях, в которых Иисус обращается к Отцу. Разве Он обращался Сам к Себе? Конечно же, нет. Он разговаривал с другой Личностью Троицы – Отцом.
4) Каждый член Троицы является Богом: Отец – Бог: Иоанн 6:27; Римлянам 1:7; 1 Петра 1:2. Сын – Бог: Иоанн 1:1, 14; Римлянам 9:5; Колоссянам 2:9; Евреям 1:8; 1 Иоанна 5:20. Святой Дух – Бог: Иоанн 14:16-17; Деяния 2:1-4; 5:3-4; Римлянам 8:9; 1 Коринфянам 3:16.
5) «Субординация» в Троице: Библия свидетельствует, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну, а Сын подчиняется Отцу. Это внутренняя связь, которая не отрицает божественности каждой Личности Троицы. Это, просто-напросто, сфера, которую наш ограниченный разум не в состоянии понять. Больше о взаимоотношениях Сына с Отцом читайте: Лука 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1 Иоанна 4:14. О Святом Духе см.: Иоанн 14:16; 14:26; 15:26; 16:7 и особенно Иоанн 16:13-14.
6) Каждый из членов Троицы исполняет различные функции: Отец является основным источником и причиной для: а) вселенной (1 Коринфянам 8:6; Откровение 4:11); б) божественного откровения (Откровение 1:1); в) спасения (Иоанн 3:16-17) и г) служения Иисуса на земле (Иоанн 5:17; 14:10). Все это происходит благодаря Отцу.
Сын является посредником, через которого Отец совершает следующую работу: а) творение и поддержание вселенной (1 Коринфянам 8:6; Иоанн 1:3; Колоссянам 1:16-17); б) божественное откровение (Иоанн 1:1; Матфей 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1) и в) спасение (2 Коринфянам 5:19; Матфей 1:21; Иоанн 4:42). Отец делает все это через Сына, который действует как Его представитель.
При помощи Святого Духа Отец совершает такую работу: а) создание и поддержание вселенной (Бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 103:30); б) божественное откровение (Иоанн 16:12-15; Ефесянам 3:5; 2 Петра 1:21); в) спасение (Иоанн 3:6; Титу 3:5; 1 Петра 1:2) и г) служение Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38). Таким образом, Отец делает все это при помощи силы Святого Духа.
Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух – не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед – это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух – это не формы Бога, а каждый из Них – Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Безграничного Бога невозможно полностью описать с помощью ограниченных примеров и иллюстраций. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на расшифровке понятии Троицы, лучше обратим внимание на то, как Бог велик и безграничен по сравнению с нами!
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римлянам 11:33-34).
Источник: gotquestions.org
Публикации по теме:
Шон Литтл: Я новое творение Христа
Мог ли я совершить непростительный грех?